Современные подходы к организации образовательного процесса с учащимися с особенностями психофизического развития
Организация образовательного процесса учащихся с особыми образовательными потребностями требует комплексного подхода, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка. Современные методики направлены на создание инклюзивной среды, где каждый ученик получает доступ к качественному образованию независимо от уровня способностей и ограничений здоровья.
Основные принципы современных подходов
Индивидуализация: Каждый ребенок уникален, поэтому важно
учитывать его сильные стороны, потребности и интересы. Индивидуальные
образовательные программы позволяют адаптировать учебный процесс под
конкретного ученика.
Диверсификация
методов обучения: Использование разных
форматов подачи материала помогает сделать обучение доступным и интересным для
всех детей. Это могут быть интерактивные занятия, проектная деятельность, игры
и творческие задания.
Поддержка
педагогов: Учителя проходят
специальную подготовку, позволяющую эффективно взаимодействовать с детьми с
ОПФР. Регулярные консультации психологов и дефектологов помогают педагогам
лучше понимать потребности учеников.
Создание
доступной инфраструктуры:
Школы оборудуются специальными средствами передвижения, приспособлениями для
письма и чтения, техническими устройствами, облегчающими участие детей в
учебном процессе.
Психологическая
поддержка: Психологи работают
над созданием комфортной атмосферы в классе, проводят групповые и
индивидуальные занятия, направленные на развитие социальных навыков и
эмоциональной устойчивости.
Родительская
вовлеченность: Родители активно
участвуют в обучении своего ребенка, получают рекомендации по созданию
благоприятных условий дома, поддерживают связь с учителями и специалистами
школы.
Практические советы для учителей и родителей
Для учителей:
Создавайте доверительную атмосферу в классе, поощряйте активное
взаимодействие учеников друг с другом.
Используйте наглядные пособия, визуализацию и мультимедийные средства для
повышения интереса к учебе.
Работайте в тесном сотрудничестве с родителями, регулярно обменивайтесь информацией о достижениях и трудностях ребенка.
Для родителей
Участвуйте в образовательных мероприятиях вместе с ребенком,
поддерживайте его успехи и интересуйтесь учебой.
Общайтесь с учителем, узнавайте о новых методиках и рекомендациях
профессионалов.
Поддерживайте здоровый образ жизни семьи, обеспечьте ребенку комфортные условия для отдыха и восстановления сил.
Эти современные подходы способствуют успешной интеграции детей с
особенностями психофизического развития в общество, обеспечивают равные
возможности для получения качественного образования и формируют позитивное
отношение к обучению у всех участников образовательного процесса.
Интегрированное обучение и
воспитание – форма организации образовательного процесса, при которой обучение
и воспитание детей с ОПФР и детей, не имеющих таких нарушений, осуществляется
совместно в учреждении общего среднего образования. В нашей школе спец.
образование представлено спецклассами и
интегрированными классами, обучающимися по программе вспомогательной школы, по
программе для детей с трудностями в обучении,
для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушением зрения и с нарушением слуха. Основными задачами спец.
образования, над которыми ведётся работа, являются социальная адаптация и
интеграция, максимальное развитие индивидуальных возможностей учащихся,
приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной
деятельности. В работе с учащимися с особенностями в развитии ориентируемся,
прежде всего, не на формирование знаний по отдельным предметам, а на развитие
личности учащихся в целом, на развитие их познавательной деятельности.
Адаптация ребёнка
к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения, опосредованно
воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, психологической и
педагогической поддержки. Во
главу угла школы ставится физическое, психическое и нравственное здоровье таких
учащихся, организуется воспитательный процесс таким образом, чтобы максимально
снизить перегрузку учащихся, обеспечить современную диагностику и коррекцию,
систематическую медико-психологическую помощь. Главной задачей педагогического коллектива школы, работающими с учащимися с ОПФР,
считается создание комфортных условий для
учащихся.
В классах,
где обучаются учащиеся с
особенностями в развитии, отличающиеся слабыми способностями,
стандартная схема учебного занятия вызывает необходимость уточнения. Основной
подход в работе с такими учащимися — так называемое
поддерживающее обучение. Суть его заключается в том, что новая
информация выдаётся небольшими дозами в сочетании с индивидуальными заданиями и
сопровождается детальным обсуждением каждого фрагмента самими учащимися. Разные
виды поддержания активности при
построении урока в достаточной
мере чередуются, что и позволяет учителю постоянно управлять познавательной деятельностью
учащихся.
Учить детей в классах с низким
уровнем интеллектуальных способностей трудно.
На уроке достаточно часто
приходится менять цели обучения, изменять
темп подаваемого и обсуждаемого
материала, его содержание и
уровень контрольных тестов. В таком классе учитель должен быть готов
применять разнообразные способы
организации и проведения занятий. Материал нужно подбирать в соответствии с
уровнем ребёнка. Некоторым ученикам нужно будет давать одно задание, другим
предложить на выбор несколько. Вариативные задания будут стимулировать работу
учащихся и создавать условия для их выполнения в темпе, удобном для детей, с
учётом их возможностей. Для того чтобы дать ученику почувствовать ответственность
за свою работу, предлагается чаще давать ученикам небольшие задания, выполнение
которых позволит проводить самооценку полученных результатов и чувствовать
«продвижение» в учёбе. Учащиеся с
ОПФР более чем другие, нуждаются в постоянном стимулировании учебных действий,
поэтому учителю необходимо владеть эффективными методами поощрения и чаще
пользоваться ими в работе.
Для системы специального образования (учащихся с интеллектуальной недостаточностью)
разработаны справочно-информационные, контрольно-диагностические и
интерактивные модули электронных учебно-методических комплексов по учебным предметам.
Разработанные электронные учебно-методические
комплексы предоставляют педагогам
широкие возможности для проектирования адаптивно-адаптирующей образовательной
среды с реализацией принципиально новых методов, форм, средств обучения и
использования новых подходов к организации образовательного процесса.
Целью создания справочно-информационных модулей электронных
учебно-методических комплексов является методическая поддержка в электронном
виде существующих учебных изданий, оптимизация процесса подготовки
учителя-дефектолога к проведению учебных и коррекционных занятий для учащихся с
ОПФР в условиях современного информационного общества.
Разработанные контрольно-диагностические модули педагогические работники
могут использовать на всех этапах педагогического обследования учащихся с ОПФР
с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей. Использование
таких новых диагностических средств позволяет повысить уровень мотивации
учащихся, задать индивидуальный темп и объём выполнения задания, т.е.
персонифицировать процесс коррекционно-развивающего обучения, оперативно
увидеть результат выполнения задания и оценку его выполнения.
Интерактивные модули электронных учебно-методических комплексов предоставляют возможность организовать
образовательный процесс с учащимися с ОПФР как на учебных и коррекционных
занятиях, так и во внеклассной работе под руководством учителя-дефектолога.
Разработанные электронные модули можно сгруппировать по основным направлениям:
1) Электронные средства обучения по
коммуникативному развитию: «Элементы грамоты и развитие речи», «Русский язык и
литературное чтение» используются на этапе актуализации знаний, проверке
домашнего задания, изучения нового материала. Здесь содержится информация о структуре модуля, методические
рекомендации по
использованию, советы по рациональному построению работы. Кроме определения
понятий, можно найти также ссылки на различные интернет ресурсы,
цифровой тематический каталог
фотографий, картинок предметов, объектов, содержащихся в учебной
программе «Русский язык». Также
предложены иллюстрации для проведения уроков.
Изображения могут быть использованы на уроках как раздаточный материал, а также в изготовлении презентаций, иллюстраций по ходу занятия. На уроках по литературному чтению можно использовать блок «Основная и дополнительная
литература». В этом блоке даны ссылки на книги и электронные ресурсы, которыми можно пользоваться при планировании и организации работы по обучению учащихся с ОПФР предмету «Русский язык и
литературное чтение».
Также в работе используются тестовые задания. Они соответствуют
разделам программы и структуре учебников и учебных пособий, разрешенных к
использованию. Отличительными особенностями данных тестов являются:
использование большого количества наглядности; немедленная проверка полученного
результата (в ответе дается проверочное слово, нужная буква, правильное
написание нужного слова и т.д.); возможность использования данного теста и как
обучающего, и как контрольного; в одном тесте содержатся задания разной степени
сложности.
Наиболее приемлемый вид оценивания учащихся данной категории –
тестирование. Среди различных типов используемых вопросов, для восприятия
детьми с ОПФР подходят: «Множественный выбор», «Верно/Неверно», «Краткий
ответ», «На соответствие».
2)
Следующее направление электронных
учебно-методических комплексов, это -
социальное развитие:
«Социально-бытовая ориентировка», «Социальная адаптация». Наиболее эффективно применение электронных средств
обучения по темам: «Режим питания. Ориентирование в кулинарной
книге», «Составление меню завтрака, обеда, ужина», «Правила и
последовательность проведения влажной уборки помещения».
3) Также на уроках можно использовать электронный учебно-методический комплекс – математическое развитие: «Элементы
арифметики», «Математика». Наиболее эффективно применение ЭСО на уроках
математики по темам «Формирование
вычислительных навыков у учащихся с ОПФР», «Нумерация чисел в пределах 100», «Получение и
сравнение долей на практической основе».
Понятие «интерактивный» происходит от англ. "interaction"
(интэрэкшен) – взаимодействие. В нашем случае это значит, что компьютер создает
действие, а учащийся, в свою очередь, на это действие отвечает. Создается
система взаимных действий, которая приводит к заданному результату. При работе
с интерактивным модулем таким результатом является становление и укрепление
практических умений по использованию знаний по русскому языку, математике,
социально-бытовой ориентировке и
осознание смысла литературных произведений. Данный модуль, в отличие от
контрольно-диагностического, не предполагает только самостоятельное выполнение
заданий учащимися. Оказываем помощь, объясняем задание, демонстрируем его
выполнение. Многие задания наряду с тренировочной функцией, носят обучающий
характер. Предложенные задания относятся к разным уровням сложности и позволяют
работать над темами, которые встречаются со второго по десятый классы. Можно
выбирать из предложенных заданий те, которые будут по силам каждому из учащихся
класса.
Комплектация классов интегрированного обучения и воспитания в
учреждении осуществляется с учетом степени тяжести физических и психических
нарушений обучающихся. При комплектовании интегрированных классов неполной
наполняемости учитывается тот факт, что
учебные занятия в классе проводит учитель начальных классов или
учителя-предметники. А учителем-дефектологом проводятся коррекционные и учебные
занятия по отдельным учебным предметам соответствующего учебного плана
специального образования согласно методическим рекомендациям. В интегрированном классе неполной
наполняемости образовательный процесс рекомендуется организовывать не более чем
по двум учебным планам.
Организация образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания
Интегрированное
обучение и воспитание – форма организации образовательного процесса, при
которой обучение и воспитание детей с ОПФР и детей, не имеющих таких нарушений,
осуществляется совместно в учреждении общего среднего образования.
Класс
интегрированного обучения и воспитания – класс, в котором получают образование
лица с особенностями психофизического развития и лица, не относящиеся к лицам с
особенностями психофизического развития.
Интегрированное
обучение и воспитание в нашей школе организовано для следующих групп детей:
1)
с интеллектуальной недостаточностью (обучающихся по учебному плану
первого отделения вспомогательной школы);
Организация образовательного процесса с учащимися
с интеллектуальной недостаточностью
Дидактика учебного занятия вспомогательной
школы подчиняется общим закономерностям построения урока. В его структуре
предусмотрены такие же этапы, как и в общеобразовательной школе:
I. Организационный момент;
II. Проверка домашнего задания;
III. Повторение пройденного материала;
IV. Объяснение нового материала;
V. Закрепление нового материала;
VI. Итог урока;
VII. Задание на дом.
Но при их реализации следует учитывать
специфические особенности данной
категории учащихся.
Домашнее задание предназначено для
закрепления полученных на уроке знаний. Хорошо усвоенный материал
обеспечивается самостоятельной работой дома. При определении домашнего задания
необходимо учитывать возможности выполнения его каждым учащимся класса. Оно
должно быть продолжением работы, которая выполнялась в классе. Для выполнения
домашней работы учащимся необходимы точные указания с предварительным разбором
заданий под руководством учителя. С целью уточнения понимания задания можно
опросить отдельных учащихся (в ком учитель сомневается), понятно ли им, что и
как выполнять дома. Слабо подготовленным учащимся полезно давать индивидуальные
задания, более легкие и меньшие по объему, но требовать качественного их
выполнения. Такой подход к слабым учащимся развивает у них уверенность в своих
силах.
Залогом успеха при обучении учащихся с
интеллектуальной недостаточностью являются: системное планирование;
рациональная организация урока с разумным использованием каждой минуты;
применение разнообразных способов и приемов обучения, опирающихся на активную
деятельность учащихся; насыщенность урока практическими заданиями
(упражнениями) с систематическим закреплением и повторением ранее изученного
материала и длительной систематической тренировкой.
2)
с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
Организация образовательного процесса с учащимися с трудностями в
обучении
1. Обеспечить пребывание ребенка с
трудностями в обучении в комфортном психологическом климате. В классе
интегрированного обучения и воспитания одним из важнейших условий комфортности
должна быть дружелюбная атмосфера. Снижение коммуникативно-познавательной
деятельности «особых» детей усиливает чувство одиночества, поэтому с такими
детьми надо больше разговаривать, не требовать больше того, что они могут
сделать, в противном случае при частом невыполнении требований они теряют
интерес к учебе.
2. Использовать существующую у детей
относительно сохранную эмоционально-волевую сферу и их способность к
подражанию.
3. Планировать работу по учебному предмету
так, чтобы изучаемые темы программного содержания обычной и специальной школы
совпадали максимально.
4. Предъявляемые учителем инструкции
должны быть четко сформулированными. Многоступенчатые инструкции следует
дробить на отдельные звенья.
5. План выполнения задания «особому»
ребенку следует давать по этапам, каждый раз уточняя: что мы делали, что мы
сейчас будем делать. Между этапами урока должна быть установлена тесная
взаимосвязь: на каждом предыдущем этапе идет отработка навыков, необходимых для
использования на последующем этапе урока.
6. Необходимо предупреждать утомление
детей, менять методы и приемы, сменять виды деятельности. Обязательны
физкультминутки и упражнения на релаксацию.
7. Обязательно проводить словарную работу
с целью обогащения словаря и введения его в активную речь. Необходимо стимулировать
и активизировать устные высказывания обучающихся, развивать связную речь,
требовать ответа на вопрос полным предложением, постоянно вовлекать ребенка в
беседу с классом.
8. Оказывать помощь ученику в планировании
его деятельности на уроке, дополнительно инструктировать в ходе учебной
деятельности.
9. С целью развития высших психических
функций шире использовать дидактические игры, имеющие коррекционно-развивающую
направленность.
10. Использовать карточки для
индивидуальной работы.
11. Обеспечивать практическую
направленность изучаемого материала.
12. Создавать на уроке ситуацию успеха,
предъявлять посильный материал с постоянным усложнением, обеспечивать путь
выполнения заданий с помощью схем, опор
и других средств наглядности. Стимулировать деятельность учащегося,
поддерживать похвалой, одобрением выполняемого действия или работы в целом.
13. Формировать умения адекватно оценивать
свою работу, показывать продвижение, наглядно отражать успехи (например, график
— для старших; волшебное дерево — для младших). Определять учащемуся конечный
результат, которого ему следует достичь, и время его достижения — например,
неделя, месяц. Ребенок видит, к чему он идет, видит, как улучшаются его успехи.
15. Обязательно разъяснять ученикам с
трудностями в обучении домашнее задание.
16. Обеспечить постоянное повторение
изучаемого материала.
3)
с тяжелыми нарушениями речи;
Организация образовательного процесса с учащимися с
тяжелыми нарушениями речи
Ознакомиться с индивидуальными
особенностями детей с нарушениями речи, по-разному реагирующих на свой
недостаток; на коммуникативные затруднения; на изменение условии общения.
1.
Не фиксировать внимание на нарушении, не подчеркивать неправильность речи
ребенка нетактичными замечаниями.
2.
Речь учителя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть
четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. При обращении
к детям следует избегать сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных
слов, усложняющих понимание речи.
3.
Сосредоточить внимание учащегося на закреплении достигнутых результатов,
полученных на коррекционных занятиях, помогать контролировать на уроках
произношение поставленных звуков.
4.
Наблюдать за проявлениями речевой активности детей, за правильным
использованием в их собственной речи поставленных или исправленных звуков,
усвоенных грамматических форм. В случае необходимости в тактичной форме
оказывать помощь по исправлению речи ребенка (не повторять неверную форму или
слово, а дать речевой образец и предложить произнести слово правильно). Важно
под руководством учителя приучать детей слышать свои грамматические и
фонетические ошибки и самостоятельно исправлять их. С этой целью необходимо
привлекать внимание ребенка к его речи, побуждать к самостоятельному
исправлению ошибок, одобрять его попытки.
5.
Если диалог учителя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда
целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее
использовать «отсроченное исправление».
6.
Четко формулировать вопросы. Многоступенчатые инструкции дробить на
отдельные звенья, доступные для понимания детей.
7.
Коррекция нарушений устной речи должна находить отражение в письменной речи
учащегося.
8.
На уроках математики особое внимание обращать на развитие понимания текста
задач, обеспечивать доступность понимания краткой записью условия (схемой).
9.
Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления
представлений об окружающем мире, широко используя лексические возможности
слова (слова-синонимы, паронимы, антонимы и другие).
10.
Развивать и поощрять у детей способности применять сформированные умения и
навыки связной речи в различных ситуациях общения.
11.
Предупреждать утомление детей, комбинировать или менять методы и приемы,
сменяя виды деятельности детей. В арсенале педагога должны быть такие
коррекционные приемы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое
управление, примерные планы ответа, поэтапное формирование умственных действий,
опережающее консультирование по трудным темам и др.
12.
Обязательно включать в урок физкультурные минутки на релаксацию.
13.
По возможности адаптировать содержание учебного материала, очищая от
сложных подробностей. Выделять в каждой теме материал, подлежащий многократному
закреплению, дифференцировать задания в зависимости от поставленных задач.
Соблюдать допустимые объемы изучаемого материала по принципу необходимости и
достаточности.
14.
При обучении грамоте учитывать индивидуальные речевые возможности ребенка.
Если в устной речи он заменяет некоторые звуки, например, Ш на С (сапка) или Р
на Л (лыба), то учить с ним соответствующие буквы не рекомендуется, пока не
будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может
зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.
15.
В основе обучения чтению должна находиться не буква, а звук. Прежде чем
показать ребенку новую букву, надо научить его находить место звука в слогах,
словах на слух. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им
буквы одинаково – М, Б, а не «эм» или «бэ».
16.
Допускать чтение слогами, пока не будет сформировано беглое чтение. Главное
– чтобы не останавливался после первой буквы и слитно прочел буквы слога.
Уделять внимание тем формам работы, которые стимулируют речевую активность
ученика. Способствовать снятию переживаний, связанных с нарушением речи.
17.
Умело сочетать доверие к ученику с контролем исполнения поручений. Не
провоцировать конфликты, учитывать личные черты характера ученика.
18.
Обучать самодисциплине, самообладанию, умению преодолевать трудности,
рациональному расходованию сил, умению учитывать мнение других, вежливости,
тактичности, отказу от неразумных желаний. Формировать
эмоционально-положительное отношение к учебной деятельности.
19.
Создавать условия для получения
хорошей оценки, учить поэтапному выполнению учебных заданий с возрастанием
сложности и предоставлять время на их выполнение. Четко, спокойно
аргументировать оценку результатов деятельности с особым акцентом на позитивных
сторонах. Оценка результатов будет стимулирующим фактором, если выступает в
качестве накопительной за выполняемые виды работы.
20.
При оценивании письменных работ,
имеющих специфические нарушения – дисграфию, учитывается типология нарушений
(несколько типологических ошибок считается за одну).
Организационными
формами интегрированного обучения и воспитания на уровне общего среднего
образования в школе являются:
класс
интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости;
класс
интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости.
Комплектование
классов интегрированного обучения и воспитания осуществляется органами
управления образованием на основании решения местных исполнительных и
распорядительных органов, заключений ЦКРОиР и согласия законных представителей
ребенка с заключением ЦКРОиР. Комплектация
классов интегрированного обучения и воспитания осуществляется с учетом
структуры и степени тяжести физических и психических нарушений
обучающихся. Так согласно Кодексу
Республики Беларусь об образовании наполняемость классов интегрированного
обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:
не более трех лиц с особенностями
психофизического развития с нарушениями однородного характера — при обучении и
воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или
незрячих детей
не более шести лиц с особенностями
психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и
воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми
нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в
обучении);
не более
четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух)
нарушениями развития.
В случае,
если количество учащихся с особенностями психофизического развития меньше, чем
определено п.14 статьи 268 Кодекса Республики Беларусь об образовании, то
открывается класс интегрированного обучения и воспитания неполной
наполняемости.
При
комплектовании интегрированных классов неполной наполняемости необходимо
учитывать тот факт, что учебные занятия в таком классе проводит учитель
начальных классов или учителя-предметники. А учителем-дефектологом проводятся
коррекционные занятия и учебные занятия по отдельным учебным предметам
соответствующего учебного плана специального образования. Поэтому в интегрированном классе неполной
наполняемости образовательный процесс рекомендуется организовывать не более чем
по двум учебным планам учреждений образования разных типов. Например, в таком
классе могут реализовываться:
учебный
план специальной общеобразовательной школы
для детей с тяжелыми нарушениями речи и типовой учебный план средней
школы;
или
учебный план специальной общеобразовательной школы (для детей с нарушениями
психического развития (трудностями в обучении) и типовой учебный план средней
школы;
или
учебный план первого отделения вспомогательной школы и типовой учебный план средней школы;
или
учебный план первого отделения специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением слуха и типовой
учебный план средней школы;
или
учебный план второго отделения специальной общеобразовательной школы
(специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха
и типовой учебный план средней школы;
или
учебный план специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями
зрения и типовой учебный план средней школы;
Образовательный
процесс в интегрированном классе осуществляют учитель и учитель-дефектолог.
Организация
и содержание образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и
воспитания.
Образовательный
процесс при реализации образовательной программы специального образования на
уровне общего среднего образования, образовательной программы на уровне общего
среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью носит
коррекционную направленность и организуется в соответствии с требованиями к
организации образовательного процесса при реализации образовательных программ
специального образования и образовательных программ общего среднего
образования.
В специальных
классах образовательный процесс осуществляется:
при
реализации образовательной программы специального образования на уровне общего
среднего образования – на основе учебного плана соответствующей специальной
общеобразовательной школы; учебных программ по учебным предметам для
специальных общеобразовательных школ; программ коррекционных занятий учебных
планов специального образования на уровне общего среднего образования.
Коррекционные
занятия в специальных классах при реализации образовательной программы
специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной
программы специального образования на уровне общего среднего образования для
лиц с интеллектуальной недостаточностью проводит педагогический работник,
имеющий высшее образование по направлению «Специальное образование». В классах интегрированного обучения и
воспитания при организации образовательного процесса для детей с ОПФР
используется учебный план класса интегрированного обучения и воспитания.
При
организации образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего
образования необходимо учитывать, что на учебных занятиях по учебным предметам
реализуются в основном учебные программы учреждения общего среднего
образования.
Проведение
учебных занятий по учебному предмету «Элементы компьютерной грамоты» возможно
как учителем-дефектологом, так и учителем информатики.
В классах
интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости рекомендуется
выделять учителю-дефектологу учебные часы на проведение коррекционных занятий
из расчета один учебный час на одного ребенка. В классе интегрированного
обучения и воспитания неполной
наполняемости учебные занятия по учебным предметам с учащимися с ОПФР
проводят в основном учителя-предметники в составе класса. Кроме того,
организуются коррекционные занятия и учебные занятия по отдельным учебным
предметам учебного плана специального образования. На проведение коррекционных
занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам в классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости
выделяются учебные часы из расчета:
4 учебных часа в учебную неделю на одного учащегося: слабослышащего, слабовидящего,
с тяжелыми нарушениями речи, трудностями в обучении;
8 учебных часов в учебную неделю на одного учащегося с интеллектуальной
недостаточностью, не слышащего, незрячего, с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата.
Оставшиеся
учебные часы распределяются, как правило, на учебные занятия по учебным
предметам соответствующего учебного плана специального образования, которые
отсутствуют в типовом учебном плане общего среднего образования или не
совпадают с ним по количеству учебных часов.
Из 8
учебных часов, выделяемых на одного учащегося с легкой интеллектуальной
недостаточностью, необходимо выделить учебные часы (не менее 2) для проведения
учебных занятий учителем трудового обучения. Остальные учебные часы по учебному
предмету «Трудовое обучение» реализуются при посещении учащимся с ОПФР уроков
по трудовому обучению в составе общей группы своего класса.
Количество
учебных часов, отводимых на проведение коррекционных занятий и учебных занятий
по отдельным учебным предметам, определяется ЦКРОиР в зависимости от количества
обучающихся с ОПФР и степени тяжести
нарушений.

Комментариев нет:
Отправить комментарий