Внеклассное чтение в начальной школе


          Структура  литературного образования в начальных классах включает в себя 
уроки классного и внеклассного чтения. 
          Внеклассное  чтение  является  составной  частью  учебного  предмета 
"Литературное чтение". 
         Цель  внеклассного  чтения  (по  концепции  ЛЧ)  –  расширение  читательского кругозора  учащихся,  формирование  читательской  самостоятельности,  привитие потребности в чтении книг, журналов, газет, воспитание активных читателей. 
         Формы  работы:  урок  внеклассного  чтения  (основная  форма  работы);
экскурсия  в  библиотеку;  литературный  утренник;  литературный  конкурс;  устный 
журнал; встреча с детским писателем (поэтом).
         Учебный  материал:  художественные  произведения;  научно-познавательная 
литература;  справочная литература;  периодические издания (газеты и журналы для 
детей младшего школьного возраста).
        Типология уроков внеклассного чтения
        Тип урока внеклассного чтения зависит от этапа обучения, от цели и учебных 
задач,  от  характера  деятельности  учителя  и  учеников,  от  используемого учебного материала и др. 
        В  современной  методике  внеклассного  чтения  принято  выделять 3 основных типа урока
        І.  Структура урока подготовительного этапа (1 класс) 
        1.  Беседа,  предшествующая  чтению  вслух,  позволяющая  восстановить  в 
памяти детей (или сформировать) реальные представления, на основе которых будет 
строиться образная система произведения (2-3 мин).
       2.  Выразительное  чтение  учителем  избранного  художественного 
произведения вслух (3-7 мин).
       3.  Воссоздание  прослушанного  произведения,  размышления  по  поводу 
прослушанного произведения (4-6 мин).
       4.  Рассматривание  детской  книги,  в  которой  помещено  прослушанное 
произведение с целью его отыскания (3-4 мин).
       5.  Рекомендации детям к самостоятельной деятельности с книгами, которые 
есть  в  классе  или  дома.  Вывешивание  рекомендательного  плаката  по  теме 
прошедшего занятия (1 мин).

       ІІ. Структура урока начального этапа (2 класс)
       1.  Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин).
       2.  Чтение учителем вслух произведения из выбранной с выставки книги (до 7 
мин).
       3.  Беседа-рассуждение о прочитанном (до 5 мин);
       4.  Самостоятельное  знакомство  учащихся  с  книгой,  которую  предстоит 
читать (до 5 мин). 
       5.  Чтение учащимися названного произведения про себя (10-12 мин).
       6.  Выявление  и  оценка  качества  самостоятельного  чтения-рассматривания 
книги (7-10 мин).
       7.  Рекомендации  к  внеурочной  деятельности  с  книгой  на  текущую  неделю, 
вывешивание рекомендательного плаката по теме следующего урока (1-2 мин).

       ІІІ. Урок основного этапа (3 и 4 класс) включает:
       1. Составление  из  самостоятельно  прочитанных  дома  книг  выставки  по  теме 
урока,  коллективное  их  рассматривание,  выделение  книг,  вызвавших  наибольший 
интерес (3-5 мин).
       2. Всестороннее обсуждение выделенных книг, в котором принимают участие 
все  дети,  совместные  переживания  по  поводу  прочитанного,  оценка  своей 
читательской деятельности (20-25 мин).
       3. Расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель, 
выступая  перед  учениками  как  квалифицированный  читатель  и  предъявляя  им 
новые произведения, новых авторов, новые жанры, новые темы (10-15 мин).
       4. Сообщение  темы  следующего  урока,  разъяснение  цели  чтения, 
вывешивание рекомендательного указателя или списка (2-3 мин).

Комментариев нет:

Отправить комментарий