Структура литературного образования в начальных классах включает в себя
уроки классного и внеклассного чтения.
Внеклассное чтение является составной частью учебного предмета
"Литературное чтение".
Цель внеклассного чтения (по концепции ЛЧ) – расширение читательского кругозора учащихся, формирование читательской самостоятельности, привитие потребности в чтении книг, журналов, газет, воспитание активных читателей.
Формы работы: урок внеклассного чтения (основная форма работы);
экскурсия в библиотеку; литературный утренник; литературный конкурс; устный
журнал; встреча с детским писателем (поэтом).
Учебный материал: художественные произведения; научно-познавательная
литература; справочная литература; периодические издания (газеты и журналы для
детей младшего школьного возраста).
Типология уроков внеклассного чтения
Тип урока внеклассного чтения зависит от этапа обучения, от цели и учебных
задач, от характера деятельности учителя и учеников, от используемого учебного материала и др.
В современной методике внеклассного чтения принято выделять 3 основных типа урока
І. Структура урока подготовительного этапа (1 класс)
1. Беседа, предшествующая чтению вслух, позволяющая восстановить в
памяти детей (или сформировать) реальные представления, на основе которых будет
строиться образная система произведения (2-3 мин).
2. Выразительное чтение учителем избранного художественного
произведения вслух (3-7 мин).
3. Воссоздание прослушанного произведения, размышления по поводу
прослушанного произведения (4-6 мин).
4. Рассматривание детской книги, в которой помещено прослушанное
произведение с целью его отыскания (3-4 мин).
5. Рекомендации детям к самостоятельной деятельности с книгами, которые
есть в классе или дома. Вывешивание рекомендательного плаката по теме
прошедшего занятия (1 мин).
ІІ. Структура урока начального этапа (2 класс)
1. Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 мин).
2. Чтение учителем вслух произведения из выбранной с выставки книги (до 7
мин).
3. Беседа-рассуждение о прочитанном (до 5 мин);
4. Самостоятельное знакомство учащихся с книгой, которую предстоит
читать (до 5 мин).
5. Чтение учащимися названного произведения про себя (10-12 мин).
6. Выявление и оценка качества самостоятельного чтения-рассматривания
книги (7-10 мин).
7. Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой на текущую неделю,
вывешивание рекомендательного плаката по теме следующего урока (1-2 мин).
ІІІ. Урок основного этапа (3 и 4 класс) включает:
1. Составление из самостоятельно прочитанных дома книг выставки по теме
урока, коллективное их рассматривание, выделение книг, вызвавших наибольший
интерес (3-5 мин).
2. Всестороннее обсуждение выделенных книг, в котором принимают участие
все дети, совместные переживания по поводу прочитанного, оценка своей
читательской деятельности (20-25 мин).
3. Расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель,
выступая перед учениками как квалифицированный читатель и предъявляя им
новые произведения, новых авторов, новые жанры, новые темы (10-15 мин).
4. Сообщение темы следующего урока, разъяснение цели чтения,
вывешивание рекомендательного указателя или списка (2-3 мин).
Комментариев нет:
Отправить комментарий